Елена-Алина Патракова (pa_o_lina) wrote,
Елена-Алина Патракова
pa_o_lina

Жажда Евхаристии

Этот автор - один из тех, для перевода которых нужны мужество и предельное творческое напряжение.

Pr. Ioan Valentin Istrati. Dorul de Euharistie. "Doxologia", 26.03.2012.

В нашей повседневной жизни мы можем наблюдать, как христианский люд мельчает, как бессмертные ценности Евангелия подменяются суррогатами духовной идентичности, жертвенность – условностью, а обожение человеческого естества – принципиальной ориентированностью на комфорт. Христианство, за которое миллионы людей отдавали свои жизни, чтобы потом сиять на вечных скрижалях Царства, постоянно находится под угрозой догматического, ценностного и практического растворения.

Трагическим по своей сути явлением было и остается отдаление людей от идеалов света и жизни в истории Церкви. Где наши мученики, подвижники в пустыне мира сего, исповедники до крови, архиереи, способные узреть горнее, врачи-бессребреники? Конечно, таковые еще есть, однако налицо ярко выраженная и устойчивая тенденция людей принимать дух мира сего и релятивизировать бесконечность распятой любви Бога.

Возьмем, к примеру, Божественную литургию – сердцевину и кульминацию богословия, бескровную Жертву за грехи всего мира, Крест смертного естества на Голгофе бессмертия, таинственное Присутствие бесконечного во времени, отражение небесного света в душе, животворящее Тело Христово, Царство освящающее. Однако мало тех, кто еще понимает живую и действенную глубину любви Христа в литургии. Призыв к причащению Телу и Крови Христовых – "Со страхом Божьим и верою и любовью приступите!" – в нередких случаях стал носить лишь декларативный характер, оставаясь без ответа, словно мучительный крик Бога, Которого никто больше не слышит. Люди в ранней Церкви в прямом смысле погибали без Христа, теряли смысл существования без Литургии. Жажда Евхаристии была их благословенным дыханием и восхождением на небеса славы Божьей. Эта жажда предполагала неослабное внимание к каждому мгновению собственной жизни и ее соотнесение со Христом, присутствующим в них. Христианская жизнь была евхаристическим ритмом, устремленным к раю, литургическим танцем творения вокруг святого престола и неутолимой жаждой непосредственного единения с небесным Женихом.

Причащение в наши дни стало лишь атрибутом поста, иногда всего лишь раз в год, символическим и беглым, традиционалистским и безжизненным, ограниченным немощью и грехами. Человек, чьи духовные суставы ослабли под бременем материального мира, больше не может и не хочет на престоле своего сердца приносить в жертву чистую и непорочную жизнь.

Поэтому, на мой взгляд, необходима внутренняя дисциплина стремления к Евхаристии, возвращение к аскетическому духу Церкви, новое понимание небесных тайн, доступных молящемуся человеку. Более частое причащение – разумеется, в сочетании с подготовкой, молитвой, примирением, постом и особенно исповедью – удивительным образом открывает источники человечности и обожения твари. Христос в Евхаристии становится Жизнью нашей жизни и смерти, а Дух Святой становится тем небесным воздухом, который мы жадно вдыхаем после такого продолжительного духовного удушья.

Мне рассказывал один священник, мой друг, о том, как однажды он был в отпуске со своей семьей за пределами родной страны. Он, причащавшийся каждое воскресенье в своей жизни, сказал себе, что одно воскресенье без литургии не будет большим грехом. Но когда священник проснулся в воскресенье утром, то почувствовал такую щемящую внутреннюю боль, такую тягость и неутолимую тоску по единению с Богом, что просто не мог дышать. Он умирал без Христа. Священник посадил свою семью в машину и ехал около двух часов подряд, пока не нашел православный храм. Литургия уже заканчивалась. Он поговорил с настоятелем, который согласился его причастить. Священник с трепетом приступил к Богу, Которого знал всю жизнь, и сквозь слезы прошептал: "Прости меня. Я умирал без Тебя, Господи".

Если бы и мы почувствовали, как наша душа умирает без Христа, то мы бы углубились в молитвенную жизнь, приняли бы иго милосердия Божьего и чаще бы приступали к неиссякаемому Источнику Жизни.
Tags: Евхаристия, из переводов "в стол", свидетельство, свящ. Иоанн Валентин Истрати, секуляризм, церковь
Subscribe

  • Верю, что выход есть

    " Место, где сейчас стоит наш храм, в 1960-70 годы было танцевальной площадкой. И все, кто приходил сюда танцевать и веселиться, даже не…

  • Отблески итальянского солнца

    Недели полторы назад вернулась из паломничества по северной Италии. Поделиться впечатлениями от увиденного, услышанного и пережитого зачастую бывает…

  • "В письме он меня вдохновляет на подвиги"

    Это одно из двух сохранившихся писем моего прадеда Павла Романовича Патракова к младшему брату Александру, написанное примерно за полтора года до…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments